Установив контроль над армией, де Голль приступил к подготовке новой конституции, которая должна была создать режим «сильной власти». Осенью 1958 г. Правительство вынесло на референдум проект конституции, который во многом повторял предложения, высказанные де Голлем в 1946 г. в речи в Байе. Как и в Конституции 1946 г., Франция объявлялась «неделимой, светской, демократической и социальной республикой», подчеркивалась ее приверженность «правам человека и принципам национального суверенитета, как они были определены Декларацией 1789 года, подтвержденной и дополненной в преамбуле Конституции 1946 года». Но система организации власти существенно менялась. Парламентская республика заменялась президентской. Если в Третьей и Четвертой республиках средоточием высшей власти был парламент, то в проекте новой конституции центральное место отводилось президенту.

Президент Республики, избиравшийся на семь лет двухстепенным голосованием коллегией выборщиков с участием членов парламента и органов местного самоуправления (а не только парламентом, как в Третьей и Четвертой республиках), наделялся широчайшими полномочиями. Он являлся гарантом национальной независимости и территориальной целостности Франции, верховным арбитром, обеспечивавшим «нормальное функционирование государственных органов и преемственность государства». Глава государства и вооруженных сил, президент назначал премьер-министра и (по его представлению) других членов правительства, осуществлял назначения на все высшие военные и гражданские должности. Президент подписывал и публиковал законы. Он пользовался правом вернуть любой закон на повторное рассмотрение или, минная парламент, вынести проект закона на референдум. Президент мог в любой момент распустить Национальное собрание и назначить новые выборы. Статья 16 давала ему право объявить чрезвычайное положение и взять в свои руки всю полноту власти, если он сочтет, что «установления Республики, независимость нации, целостность ее территории или выполнение ею международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование органов государственной власти, созданных в соответствии с Конституцией, нарушено».

Парламент по-прежнему состоял из двух палат. Первая палата – Национальное собрание – избиралась прямым, всеобщим, равным и тайным голосованием сроком на пять лет. Вторая палата, обладавшая правом «задерживающего вето», вновь стала называться Сенатом. Сенат избирался двухстепенным голосованием, обновляясь каждые три года на одну треть.

Особый раздел проекта конституции посвящался взаимоотношениям Франции с ее колониальными владениями. Признавая принцип «свободного самоопределения народов», проект предлагал населению «заморских территорий» образовать вместе с Францией единое сообщество, основанное «на равенстве и солидарности народов, входящих в его состав». Члены Сообщества должны были пользоваться автономией во внутренних делах; внешняя политика, оборона, экономическая и финансовая политика, использование стратегического сырья находились в их общей компетенции.

Большинство одобривших Конституцию 1958 г. избирателей разочаровались в политической системе Четвертой республики. Многие считали, что в случае отклонения проекта конституции и вероятной в таком случае отставки де Голля во Франции вспыхнет гражданская война. 40% сторонников Конституции 1958 г. объясняли свою позицию доверием к личности де Голля, в котором они видели вождя Сопротивления, противника перевооружения Германии, человека, способного защитить национальные интересы Франции и добиться мира в Алжире. Конституцию одобрили и многие ультраколониалисты, считавшие, что де Голль сумеет подавить повстанческое движение в Алжире. Таким образом, де Голля поддержала широкая коалиция различных классовых и политических сил, участники которой нередко руководствовались противоположными целями.

4 октября 1958 г. новая Конституция вступила в силу. Во Франции установился политический режим, получивший наименование Пятой республики.

Русско-французский союз
С образованием двух противостоящих союзов (Тройственного и русско-французского) открылся новый этап в истории международных отношений, связанный с углублением противоречий в Европе и ожесточенной борьбой великих держав за дальнейший раздел мира на сферы влияния[10]. К основным причинам сближения с Францией можно отнести[11]: острые про ...

Государственный строй Китая в середине XVII в
Придя к власти, маньчжуры в общих чертах сохранили прежние принципы государственного устройства Китая, сложившиеся ранее. Изменения коснулись, в основном, социальной структуры общества. Сословная система теперь состояла из пяти основных групп — трех господствующих и двух угнетаемых, подчиненных. Император, формально обладая неограничен ...

Общественно-политическая жизнь Древней Руси
Для характеристики общественно-политического строя. Древней Руси можно использовать такие источники, как свод законов «Русская правда» , летопись «Повесть временных лет» , в которую включены Договоры Олега (907, 911 гг.), Игоря (944 г.), Святослава(971 г.) с Византией, а также свидетельства византийских, арабских и европейских авторов ...