В ходе проделанной работы мной были сделаны следующие выводы:

Исторические источники — весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты, и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события.

Существует несколько способов классификации исторических источников, но в современном источниковедении принято классифицировать исторические источники на три большие группы:

1) Письменные источники (законодательные источники, актовый материал, делопроизводственные текущие документы, статистические документы, документы личного происхождения, периодическая печать, публицистика и литературные памятники);

2) Материальные памятники (архитектурные ансамбли, остатки жилищных комплексов, другие предметы ремесленного производства, произведения искусства, машинная и боевая техника);

3) Этнографические памятники (сведения о различных народах, их названиях, ареалах расселения, специфике их культурной жизни, а также об особенностях их религиозных верований, обрядов и обычаев).

Согласно современным представлениям методика источниковедческого анализа включает в себя следующие процедуры и операции:

1. Определение внешних особенностей источника;

2. Установление происхождение источника:

а) установление подлинности памятника,

б) выяснение истории текста, определение его оригинала и последующих вариантов, прочтение текста,

в) определение времени и места возникновения текста, установление его автора (атрибуция),

г) выяснение причин, целей и исторических обстоятельств появления текста, определение его социальных функций в прошлом;

3. Интерпретация или истолкование текста: выяснение смыслов текста, правильное его понимание;

4. Изучение фактического содержания письменного источника и выяснение его соответствия исторической действительности;

5. Источниковедческий синтез памятника.

В настоящей последовательности первые три процедуры, включая истолкование текста, по сути, составляют внешнюю критику источника. Заключительная фаза источниковедческой критики представляет критику внутреннюю.

[1] Медушевская О.М. Источниковедение. М., 2007. с. 18

[2] Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 2008. с. 549

[3] Источниковедение:Теория. История. Метод. Источники российской истории / М.Н. Данилевский, В.В. Кобанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. – М.: Российский гос. Гуманит. ун-т, 1998. с. 45

[4] Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. М., 1997. с. 29

[5]Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1982. с. 15

[6] Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 2007. с. 27

[7] Бельчиков Н.Ф. Литературное источниковедение. М., 1983. с. 32

[8] Никулин П.Ф. Учебное пособие «Теория и методика источниковедения в отечественной истории X - начала ХХ вв.» М., 2004. с. 48

[9] Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории. М., 1996. с. 29

[10] Медушевская О.М. Источниковедение. М., 2007. с. 24

[11] Бородкин Л.И. Многомерный статистический анализ в исторических исследованиях. М., 2006. с. 19

[12] Бромлеь Ю.В., Марков Г.Е Этнография. М., 1984. с. 59

[13] Жуков Е.М. Очерки методологии истории. – М.: Наука, 1987. с. 146

[14] Там же. С. 147

[15] Самородов Д.П. Введение в историю и в основы научно-исторической методологии. М., 2005. с. 94

[16] Вотяков А.А. Теоретическая история. – М.: «София», 1999. с. 65

[17] Рейсер C.A. Основы текстологии. 2-е изд. М.: Просвещение, 2008. с. 33

[18] Рейсер C.A. Основы текстологии. 2-е изд. М.: Просвещение, 2008. с. 35

Страницы: 1 2

Великая империя хуннов и её соседи (II в. до н. э.)
Модэ-шаньюй и император Китая Гао-цзу. Покорив соседние кочевые народы или же изгнав их с родных земель, основатель империи хуннов Модэ-шаньюй вновь собрал свое грозное войско и двинулся на север. Основатель династии Хань Лю Бан (его императорский титул-Гао-цзу), победил во внутренней междоусобной войне, Китай вновь стал единой империе ...

Результаты реформы
Результаты реформы характеризуются быстрым ростом аграрного производства, увеличением емкости внутреннего рынка, возрастанием экспорта сельскохозяйственной продукции, причем торговый баланс России приобретал все более активный характер. В результате удалось не только вывести сельское хозяйство из кризиса, но и превратить его в доминанту ...

Театральное искусство. Музыка
В Древней Руси театральное искусство наибольше воплощалось в народном и так называемом княжеском, дружинном театре. Народный театр получил широчайшее выражение в свадебной народной обрядности1. Основой княжеского театра были скоморохи и шпильманы (элемент, заимствованный из Германии или из Византии). Тем не менее, ни скоморохи, ни шпил ...