С точки зрения развития военного искусства бои под Москвой (22 и 24 августа) представляют собой образец умелого использования Мининым и Пожарским всех преимуществ русского ополчения над войсками интервентов.

Несмотря на то, что русское ополчение не было регулярным войском, а по количеству сил и вооружению уступало польско-литовским войскам, оно боролось за справедливое дело освобождения Родины от иноземных захватчиков. Русским ополчением руководили такие выдающиеся полководцы-патриоты, как Минин и Пожарский, выдвинутые народом и сумевшие развить у русских ратников их непревзойденные качества: бесстрашие, твердость разума и взаимопомощь в бою.

Численное преобладание дало противнику некоторые преимущества в начальные моменты боев 22 и 24 августа. Но в самые решительные периоды боя моральный дух русского ополчения и полководческий гений Минина и Пожарского обеспечили ему победу над врагом.[17]

В этих сражениях во всей полноте проявились блестящие военные дарования Димитрия Пожарского и его исключительное мужество. Руководя непосредственно ходом сражения, князь появлялся в наиболее опасных местах и личным примером воодушевлял ратников на героические подвиги. Расположение Пожарским главных сил на пути движения гетмана говорит о неустрашимости и о желании разбить врага, не допустив его до Москвы.

Блестящие военные дарования проявил и нижегородский староста Кузьма Минин.

В критический момент боя 24 августа, взяв на себя выполнение ответственной и трудной задачи, Минин скрытно переправился через реку и стремительным ударом во фланг и тыл противника опрокинул его.

Но только одни военные дарования Минина и Пожарского не могли бы привести к такой блестящей победе под Москвой. Вожди ополчения сумели поднять на борьбу с интервентами весь русский народ. Было принято решение о передаче значительной части имущества населения (до одной трети) на нужды ополчения. В это тревожное грозное время набатом прозвучали обращенные к нижегородскому люду знаменитые слова нижегородского земского старосты Кузьмы Минина, ставшие достоянием исторических хроник: "Будет нам похотеть помочи Московскому государству, ино нам не пожалети животов своих; да не токмо животов своих, ино не пожалеть и дворы свои продавать, и жены и дети закладывать… дело великое".[18]

Нижний Новгород конца XVI – начала XVII века был одним из наиболее крупных городов Московского государства. По сбору таможенных пошлин Нижний занимал среди них четвертое место. Кроме значительной торговли здесь были широко развиты различные ремесла. Если во многих других русских городах, особенно русских и западных окраин, преобладало военно-служилое население, то в Нижнем главной социальной силой являлись посадские люди. Из 2013 дворов боярам и помещикам принадлежало 158. Посадские люди владели 1207 дворами. Более 600 ремесленников имели сотню различных специальностей. Гарнизон города состоял приблизительно из 750 человек.[19]

Известный историк В.О.Ключевский о Нижегородском ополчении писал так: "По боевым качествам оно не стояло выше первого, хотя было хорошо снаряжено благодаря обильной денежной казне, самоотверженно собранной посадскими нижегородскими и других городов, к ним присоединившихся".[20]

Не случайно именно сбор пожертвований изобразил на крупном историческом полотне "Воззвание Минина" Константин Егорович Маковский. Эта картина, законченная в 1896 году, хранится в художественном музее Нижнего Новгорода.[21]

Минин и Пожарский были не только замечательными организаторами, но и политиками. Они создали Совет всея земли, организация которого имела, прежде всего, задачу объединения сил в борьбе с интервентами. Вожди ополчения ставили также целью избрание царя представителями всех русских городов. Однако последняя цель не была достигнута из-за междоусобицы среди бояр. Среди них было немало претендентов на царский трон. Кроме того, они считали недостойным подчиняться недостаточно, по их мнению, родовитому князю Дмитрию Пожарскому и мяснику Кузьме Минину и созданному ими Совету всея земли.

Очистив полностью стольный город Москву от иноземных захватчиков, народное ополчение положило прочное основание делу освобождения всей страны и восстановлению независимого Русского государства. Одержанная победа окружила ореолом немеркнущей славы героев битвы за Москву "выборного человека" Кузьму Минина и "большого богатыря" Димитрия Пожарского.

С разгромом интервентов под Москвой и в Москве еще не была окончательно ликвидирована опасность, угрожавшая русскому народу. Польские паны, несмотря на неоднократные поражения, не хотели отказаться от мысли о захвате Русского государства. Польский король Сигизмуид III настаивал на "законных правах" своего сына Владислава и добивался его воцарения на русском престоле. Узнав о взятии Москвы, Сигизмунд с отрядом, в котором было 1300 шляхтичей и 3000 немецких наемников, в конце ноября 1612 г. выступил из Смоленска на Москву. В Вязьме к нему присоединились отступившие из-под Москвы остатки войск Ходкевича.

Страницы: 1 2

Разнообразие взглядов среди представителей движения
Разрыв с традиционной идеологией и традиционными социально-политическими институтами был детерминирующим моментом в формировании самого "Движения за новую культуру" как идейно-политического движения, был главной идейной связью его участников. Однако в более широком контексте мировоззренческие и политические позиции его участни ...

Терминология
Первобытное общество (также доисторическое общество) — период в истории человечества до изобретения письменности, после чего появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Термин доисторический вошёл в употребление в XIX в. В широком смысле слово «доисторический» применимо к любому период ...

Хозяйство и общественная жизнь хуннов
Кочевая жизнь. Хунны, как повествуют китайские историки, занимались кочевым скотоводством. Необозримые просторы Центральной Азии были наиболее благодатными пастбищами для скота. Хунны меняли пастбища в горизонтальном направлении, точнее говоря, являлись кочевниками, перемещающимися из одного места на другое по равнине (сравните, кыргызы ...