Разумеется, для рассмотрения моей темы нельзя не остановиться на собственно самих археологических съездах, истории их основания.

Археологические съезды стали детищем Московского археологического общества, во главе которого стоял граф Алексей Сергеевич Уваров. Открывая первое заседание Московского археологического общества, граф Уваров в своей вступительной речи обратил внимание общества на те главные задачи, которые должны были, по его мнению, составить основание будущей деятельности общества. Одна из таких задач, по мнению Уварова, заключалась «в устройстве периодических Археологических съездов с целью, с одной стороны, обратить в большей степени внимание правительства на необходимость археологических исследований в России, а с другой стороны, вызвать, по возможности, более тесное общение между русскими учёными силами и тем самым способствовать успехам русской археологии и возбуждению интереса к ней в различных районах России, не исключая самых дальних её окраин»[6]. Руководствуясь этой мыслью, граф Уваров на следующем заседании общества, 12-го октября 1865 года, серьёзно поднял вопрос о необходимости созыва Археологического съезда и предложил для начала этого дела обратиться, прежде всего, к другим обществам и учреждениям, просить их отозваться на поднятую мысль и принять участие в обсуждении условий съезда. Московское археологическое общество обратилось ко всем высшим учёным учреждениям, ко всем учёным обществам и всем частным лицам, известным своими трудами по вопросам русской археологии, предлагая мысль о созыве первого в России Археологического съезда. Общество получило поддержку по этому вопросу. 26 апреля 1866 года на заседании общества было решено обратиться с соответствующим ходатайством к министру народного просвещения. 27 апреля 1867 года было получено разрешение на открытие в Москве первого Археологического съезда, причем министр народного просвещения предложил денежную помощь организаторам от министерства.

Предварительный комитет, созданный для разработки условий проведения съезда, собрался в Санкт-Петербурге в ноябре 1868 года. Правила, разработанные комитетом, были утверждены министром народного просвещения 12 декабря 1868 года. Первый Археологический съезд был открыт 16-го марта 1869 года, продолжался он до 28-го марта, и в 20-ти его заседаниях были подняты многие важные вопросы. 28-го марта граф Уваров предложил на обсуждение вопрос «о пользе периодических съездов в разных городах России». Съезд признал пользу периодических съездов и решил ходатайствовать о разрешении съездов через каждые три года.

Так было положено начало регулярным всероссийским археологическим съездам. Причём, как отмечает Н.В. Бржостовская, съезды, начиная с Третьего, приобретают региональную окраску. Собираясь поочередно в разных городах России, служивших историческими центрами определённых районов, они рассматривали, прежде всего, исторические памятники этого района. Подготовка к очередному съезду осуществлялась предварительным комитетом, имевшим два центра: одним являлось Московское археологическое общество, а другой образовывался в городе предстоящего съезда на базе местных университетов, исторических обществ и археографических комиссий.

Всего в дореволюционный период состоялось пятнадцать съездов. В своей работе я затрону деятельность ряда съездов, на заседаниях которых активно рассматривался архивный вопрос.

Генерал Власов в плену
14 июля 1942 года генерал-лейтенанта А.А.Власова, плененного в деревне Туховежи, немцы доставили на автомашине на станцию Сиверская.[1] Сам командующий 18-й армией генерал-полковник Линдеманн решил лично встретиться с теперь уже бывшим противником. Власов был допрошен полковником немецкого генерального штаба, фамилия которого осталась ...

Культура и образование на Руси в XIII—XVIII вв.
Развитие культуры и образования, так высоко стоявшим в Киевском государстве, в XIII—XV вв. в ряде княжеств Руси несколько затормозилось, вследствие падения политиче­ской роли Киева после взятия его татарами, нараставшей феодальной раздробленности русских земель и покорения монголо-татарами многих русских княжеств. Горели города и села. ...

Значение крещения Руси
Понадобилось несколько веков для укрепления христианства, но влияние язычества не ослабевало – возникало двоеверие: молились в церкви, а продолжали праздновать языческие праздники. Так праздник Коляды слился с Рождеством, а масленица с Великим Постом. Церковь получила земли, на которых организовала свое хозяйство. Прежде всего – монаст ...