Нижегородцы по праву гордятся своим прошлым. Но, к сожалению, представление о нем далеко не всегда связано с конкретными местами и сооружениями.

4 ноября 2000 года в присутствии руководства области и города была торжественно открыта на Ивановской башне кремля новая мемориальная доска. Надпись на ней сообщает, что в 1612 году через эти ворота ушло в свой славный боевой путь Нижегородское ополчение во главе с Мининым и Пожарским. Однако далеко не каждому горожанину хорошо известно, почему именно здесь установили эту мемориальную доску и почему именно 4 ноября.

Известно, что уход войск из Нижнего Новгорода в боевые походы по традиции происходил после молебна в Спасопреображенском соборе, здание которого несколько раз заменялось новым и было уничтожено окончательно в 1929 году. От Спасопреображенского собора через ворота в Дмитриевской башне ушло на борьбу с Наполеоном ополчение нижегородцев в 1812 году. Но в 1612 году ратники Минина и Пожарского могли отправиться в путь только через Ивановскую[4], ибо вторая в подгорной части проезжая башня – Зачатьевская, - по данным близкого по времени источника, была закрыта: ворота "заставлены тыном стоячим и проезда в ней нет".

Дата установления мемориальной доски на Ивановской башне тоже была избрана не случайно. 4 ноября русская церковь отмечает праздник иконы Казанской Божией матери, которую ополчение 1612 года взяло с собой. И именно в этот день, 4 ноября,[5] засевший в Московском Кремле польский гарнизон сдался на милость победителей, и окончательное изгнание интервентов из России стало лишь вопросом времени. Так возникла незримая, но незабываемая связь двух российских кремлей, Московского и Нижегородского.

Перед уходом из Нижнего Минин и Пожарский вместе со всеми участниками ополчения совершили традиционный для Руси обряд причащения. Перед этим ополченцы взяли из тщательно охранявшихся башен кремля запасы ядер к пушкам, смоленые бочонки с порохом, запасное холодное оружие и другие необходимые припасы. К сожалению, у нас нет точных сведений о том, пришлось ли поделиться с войском своим вооружением – пушками – самому Нижегородскому кремлю.

После этого ополченцы, сопровождаемые толпами родственников и знакомых, двинулись по Ивановскому съезду к Ивановским воротам, а затем вышли на лед Оки и Волги.

Путь воинов лежал на Кострому и Ярославль. Разоренная и контролируемая интервентами округа столицы не сулила развивавшимся силам ополчения ничего хорошего. Поэтому надежды предводителей были связаны с севером тогдашней Руси.[6]

Поход продолжался несколько месяцев. Он проходил по следующему маршруту: Нижний Новгород – Балахна – Василева слобода – Юрьевец – Решма – Кинешма – Плес – Кострома – Ярославль – Ростов – Сергиева лавра – Москва. Этот нелегкий путь подробно описан в романе Валентина Костылева "Кузьма Минин". Обратимся к его страницам:

"Спасибо Балахне! Хорошо встретила, по-родственному. Что-то будет дальше? После трапезы, помолясь, двинулись в путь.

Погода ясная, безветренная.

Этот день шли уже в более приподнятом настроении. Прощальные отзвуки угасли. А нижегородец, хотя бы даже и оторвавшийся от своего города, долго грустить не любил…

Следующая остановка была в любимой Кузьмою Василевой слободе, вотчине Василия Шуйского. На высоком берегу, над Волгой, раскинулась она в соседстве с дремучим лесом…

И люди в Василеве крепкие. Издавна славились своей отвагой. И теперь! Не успело ополчение приблизиться к Василеву, как несколько десятков дюжих, коренастых василевских парней с секирами на плечах вышли за околицу навстречу Пожарскому. Стали поперек дороги: "Батюшка, воевода, прими! Постоим головою!"…

Опять растянулось ополчение под знаменами длинной плотной вереницей… Так подошли к Юрьевцу. Навстречу высыпало все население города.

Юрьевские посадские дали ополчению хорошо вооруженных, тепло одетых удалых ратников. Кроме того, они вручили Минину немалую казну, собранную среди жителей города и уезда.

Ополчение расположилось на отдых среди сосняка, над Волгой, против впадения в нее Унжи.

Страницы: 1 2

Философия науки по В.В. Налимову и немного философии жизни
Под философией науки в данном тексте понимается не что-нибудь возвышенное и общее, а совершенно простая вещь, которую лучше называть философией конкретного научного исследования. Это совокупность некоторых (по необходимости приблизительных) представлений о цели исследования, о тех методах и средствах, которыми мы располагаем, о тех рез ...

Племя - малый союз племен - большой союз племен
Эти ступени отражают процесс консолидации славянских общностей. Экономические и социальные процессы, необходимость объединять военные силы для борьбы с общей внешней опасностью и для дальних завоевательных походов содействовали объединению племен сначала в малые племенные союзы, а затем в более мощные межплеменные группировки – федерац ...

Административные и социально-правовые реформы Мейдзи 1870-1880 гг.
Падение сословия режима Токугава повлекло за собой ряд реформ, целью которых было создать благоприятные политические и экономические условия для развития Японии по западноевропейскому образцу. Первым серьёзным ударом по феодальному строю и привилегиям самурайства было то, что императорское правительство заставило дайме отказаться от их ...