С конца 1980-х – начала 90-х гг. стали появляться работы, в которых помощь американской организации голодающим России рассматривалась более подробно[3]. Из последних публикаций о работе АРА в нашей стране следует выделить совместную статью Н. Цихелашвили и американского историка Д. Энгермана, опубликованную в «Американском ежегоднике» за 1995 год[4]. Авторы данной статьи также выдвигают на передний план конфликты, связанные с деятельностью АРА. Но виновником этих конфликтов, как полагают Н. Цихелашвили и Д. Энгерман, была в основном российская сторона[5].

Одновременно продолжают появляться публикации, где по-прежнему внимание обращается, прежде всего, на то, что АРА в России занималась будто бы «делами далеко не благотворительного характера»[6].

В 1990-е гг. значительно расширяется и обновляется историография вопроса, в которой все отчетливее проводится идея об ответственности Советской власти за спровоцированный ею голод, происходит пересмотр роли православной церкви и иностранных благотворительных организаций в деле помощи голодающим. В последнее десятилетие значительно активизировалось изучение деятельности Американской администрации помощи (АРА) в деле помощи голодающим Советской России. При этом, ведущие исследователи опираются на данные как отечественных, так и американских архивов[7].

Свобода от идеологических догм предшествовавшего периода, критическое переосмысление методологических принципов исследования, возможность привлечения данных зарубежных архивов, изучение зарубежной историографии, формирование авторских концепций стали характерными чертами развития российского этапа историографической науки. Что касается зарубежной историографии проблемы, то на протяжении всего рассматриваемого периода ее основными вопросами были особенности экономического развития Советской России в условиях становления новой власти и роль американской помощи в деле ликвидации голода 1920-х гг.[8]

Недостаточность проработанность темы на региональном уровне, где историография голода 1921-1922 гг. и деятельности АРА на Ставрополье представлена немногочисленными публикациями, преимущественно историко-партийного характера[9], за исключением работ И. Клушанцева[10] и, в 1990-е гг., А.И. Кругова[11], подчеркивает актуальность темы исследования.

Источниковую базу исследования составили фонды Государственного архива Ставропольского края (ГАСК). Группу законодательных материалов представляют опубликованные нормативные и правовые акты высших представительных и исполнительных органов Советской власти (всероссийские съезды Советов, ВЦИК, СНК, ВЧК). В исследовании используются работы В.И. Ленина. Широко представлена в работе периодическая печать 1921-1923 гг.

Методологические и теоретические принципы исследования. При изучении голодного бедствия и ликвидации его последствий с помощью АРА с максимально возможной степенью был реализован принцип историзма, требующий изучения исследуемых явлений и процессов в их конкретно-исторической обусловленности и развитии, раскрытия объективно существующих связей между факторами и выяснения их специфики с учетом пространственно-временных связей. Также методологическую основу диссертации составил принцип объективности – раскрытие многоаспектности объекта изучения, возможность максимально приблизиться к реальным фактам и событиям, оценивая явления прошлого без личных или партийно-групповых пристрастий.

В своей работе автор использовал синхронный метод, позволяющий выделить как общее, так и особенное в различных явлениях, происходящих в разных местах одновременно (АРА действовала на территории ряда губерний Советской России). С помощью сравнительно-исторического метода сопоставлялись общие тенденции и закономерности исторического развития[12]. Качественные изменения в ходе развития изучаемого явления позволил выделить метод периодизации (диахронный метод)[13]. В соответствии с основополагающими принципами, выдвинутой целью исследования и особенностями объекта познания, автор использовал при написании работы такие методы исследования, как специально-исторические: историко-сравнительный, историко-типологический, историко-системный, историко-генетический[14].

Страницы: 1 2 3

Развитие М.В. Ломоносовым русской педагогической терминологии
Любая отрасль науки имеет определенную терминологию, отражающую систему и специфику научного знания. Педагогическая терминология представляет собой совокупность терминов, закрепляющих важнейшие понятия педагогической науки. Особенность русской педагогической терминологии состоит в ее народных истоках, в опоре на народную педагогику. Но ...

Воцарение и начало правления
О детстве Екатерины Великой практически ничего не известно. Она родилась 24 апреля 1729 года. Супруга Петра III, урождённая принцесса Ангальт-Цербстская, от природы она одарена была великим умом, сильным характером; напротив, её муж был человек слабый, дурно воспитанный. Не разделяя его удовольствий, Екатерина отдалась чтению и скоро от ...

Взгляды Николая I на «воспитание» России. Предпосылки
12 декабря 1825 г. на русский престол вступил Николай I Павлович (1825 - 1855 гг.). Николай был третьим сыном Павла I. Старших сыновей Павла I - Александра и Константина - с детства готовили к престолу, младших - Николая и Михаила - к военной службе. Николаю шёл пятый год, когда был задушен отец. Отца он помнил смутно, но, став императ ...