После решения Наркомпроса (1921 г.) об отделении музейных коллекций теперь уже (с 1917 г.) Государственного Румянцевского музея от Библиотеки и отдела рукописей, под книги и рукописи был передан весь Пашков дом. В самом доме стала работать ликвидационная комиссия, которой предстояло передавать музейные коллекции в другие музеи по своему профилю: западную живопись и графику - в Музей изящных искусств (ныне - Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), русскую живопись - в Третьяковскую галерею, нумизматику, археологические материалы, другие древности - в Государственный исторический музей, этнографическая коллекция - в Центральный музей народоведения и т.д. Хранились в Государственном Румянцевском музее и предметы из золота и серебра. Их передавали в Государственное хранилище ценностей (Гохран). А где ценности, там неизбежна и детективная история. Слух о драгоценностях, хранящихся в Пашковом доме, распространился. 17 июля 1921 г. неизвестный злоумышленник, спрятавшись за витринами этнографического отдела после ухода посетителей, и, не имея возможности проникнуть дальше железных дверей одной комнаты, набрал разные этнографические предметы из блестящего сплава, которые грабитель принял за изделия из благородных металлов. Он хотел унести краденое через окно второго этажа. Во внутреннем дворе Пашкова дома охрана Музея попыталась остановить грабителя. Вор бросил награбленное и бежал. Но, оказывая сопротивление, он убил работника Музея Ивана Николаевича Байкова, члена большой библиотечной династии. Отец его Николай Никандрович Байков проработал в Пашковом доме с 1901 по 1952 г.

В 1930 г. начинается строительство нового здания Библиотеки. Строительство и освоение здания завершилось к 1960 г. И все эти годы, вплоть до 1988 г. Пашков дом продолжал выполнять свою культурную, научную и эстетическую миссию. Только все чаще называли его старым зданием Ленинской библиотеки.

В годы Великой Отечественной войны в здании Пашкова продолжали работать читальные залы. В мае 1942 г. в красивейшем Румянцевском зале был открыт Детский читальный зал. Во время воздушной тревоги дети прятались в специально оборудованном бомбоубежище в подвале Пашкова дома. Это бомбоубежище дети называли "Кошкин дом". Все окна в Пашковом доме в целях сохранности во время бомбардировок были заклеены бумажными крестами. Специально выделенные сотрудники следили за соблюдением светомаскировки. Во дворах и на крыше дежурили (каждый по три раза в неделю после основной работы) сотрудники, входившие в пожарное звено команды МПВО. Только на крыше Пашкова дома было обезврежено более 200 зажигательных бомб. Фугасные бомбы, сброшенные фашистами на Моховой и на Университет, нанесли определенный урон и зданиям Библиотеки. В Акте "Об ущербе, причиненном немецко-фашистским захватчиками Всесоюзной библиотеке им. В.И. Ленина воздушными бомбардировками" от 30 сентября 1944 г. было сказано, что старое здание (Пашков дом) находится на учете и охране памятников старины. Согласно Постановлению Совета министров РСФСР за № 1327 от 30 августа 1960 г. дом Пашкова был взят под охрану государства как архитектурный памятник.

Завершилось строительство нового здания Библиотеки, Библиотека получила освободившееся здание по Моховой, 16. Пашков дом продолжал оставаться в строю. Менялись размещаемые здесь отделы, и сотрудники их неизменно с гордостью говорили, что работают они в Пашковом доме.

Середина 1980-х гг. стала началом трагедии этого "волшебного замка". Строительство 4-й линии метро (станция "Боровицкая") под национальной библиотекой, государственным книгохранилищем нанесло урон всем зданиям Библиотеки, но, прежде всего Пашкову дому. В конце 1985 г. началась активная проработка вопросов реконструкции Библиотеки. Согласно победившему на конкурсе и утвержденному плану реконструкции в Пашковом доме должны были разместиться Музей книги и Музей истории Библиотеки. Специалисты по охране памятников категорически высказались против размещения в Пашковом доме после реконструкции фондов и читальных залов из-за непрочности перекрытий в доме, что позволило бы сохранить этот шедевр архитектуры.

В 1988 г. в связи с аварийным состоянием Пашкова дома все отделы Библиотеки вынуждены были из него выехать: отдел диссертаций переместился в Химкинский комплекс, фонд микрофильмов - на улицу Винокурова, архив Библиотеки и отдел гигиены и реставрации - на Пятницкую ул. Началось каждодневное разрушение красоты. Нельзя сказать, что никаких работ по поводу Пашкова дома не ведется. Но разрушение идет по нарастающей. А изображения Пашкова дома по-прежнему появляются в книгах, альбомах, на открытках и марках, на значках, на произведениях искусства и быта. О нем писали и пишут в серьезных научных трудах и художественных произведениях. Помните, у Булгакова: "На закате солнца высоко над городом, на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краёв". А газеты всё пишут и пишут о Пашковом доме: о его красоте, о его разрушении, о необходимости его реставрации, о тайнах, связанных с этим домом и его окрестностями. Не раз писали и о подземных тайниках, колодцах, ходах вблизи Пашкова дома. Неудивительно, ведь земля историческая. С XV в. здесь, на Ваганьковском холме, был княжеский дворец, потом опричный двор, дворовое место, казенный двор для семейства царского брата, земли раздавались дворовым людям, боярам, церквям и монастырям. На месте же самого Пашкова дома, по мнению историков, был либо дворец А.А. Меньшикова, либо Потешный двор, возобновленный в XVIII в. Да и пожары с XV в. не однажды уничтожали все строения. Как тут не быть загадкам. Последняя такая загадка - обнаружение в начале 1990-х гг. глубокого колодца диаметром 5 метров, уходящего вниз на 20-25 метров, с древней белокаменной кладкой. Что это - вход в систему старинных подземных ходов, пронизавших всю центральную Москву? Или это - водонапорная башня, опущенная глубоко под землю, чтобы не портить внешний вид усадьбы Пашкова? Историки еще спорят. Спорят и о другой таинственной находке под подвалом дома, названной "черным ящиком". Этот большой кирпичный короб, скорей всего, представлял собой остатки старинного княжеского терема, использованные под фундамент более позднего строения. Вопросы, вопросы… Ясно одно - надо срочно спасать Пашков дом, иначе потомки нам этого не простят.

Страницы: 1 2 3 

Природный мир Португалии
Стоит заметить, что флора и фауна Португалии весьма красива и природна, климатические особенности региона отражены естественной средой: флорой и фауной. Вблизи побережья из растительности преобладает сосна. Прибрежная полоса центральной и северной части страны занимают леса (в основном — португальский дуб, среди кустарников — ракитник). ...

Вклад М.В. Ломоносова в развитие педагогической мысли. Этапы педагогической деятельности М.В. Ломоносова, их характеристика
В январе 1742 г. М.В. Ломоносов подал в академическую канцелярию прошение, в котором напомнил о своих успехах в физике, химии и горнозаводстве и, «выставляя», что он может учить других этим наукам – жаловался, что просьбы его остаются без исполнения. Это прошение было уважено, и уже через несколько дней М.В. Ломоносова назначили адъютан ...

Трудные годы послевоенной деревни
Казалось, не только история, но и природа обрушилась на деревню в 1946 г. Страшная засуха поранила Украину, Молдавию, юг России. Гибли люди. Вот какое письмо было получено и ЦК ВКП (б): "Изучение положения дел на местах показывает, что голод охватывает все большее количество сельского населения . Необычайно высокий рост смертности ...