Чтобы увеличить прибыльность своих хозяйств, помещики усиливали эксплуатацию крестьян: повышали норму барщины либо расширяли пахотную землю за счет отнятых у крестьян наделов. Это разоряло крестьянские хозяйства, а значит, и подрывало экономическую основу помещичьих хозяйств. Образно говоря, помещики рубили ветку, на которой сидели.

Увеличивалось количество ограбленных помещиками, безземельных крестьян. Часть из них эксплуататоры превращали в слуг либо в дворовых рабочих, отдавали в наем другим помещикам или на промышленные предприятия. Во многих помещичьих хозяйствах была введена месячина, сущность которой состояла в том, что барин полностью отнимал у крепостного бедняка земельный надел, принуждал обрабатывать только помещичью землю за ежемесячный продовольственный паек. На Киевщине, Полтавщине к середине 40-х годов XIX в. почти три четверти помещичьих крестьян обнищали так, что уже не имели ни рабочего скота, ни инвентаря для полевых работ.

Свои земли помещики часто сдавали в аренду купцам, мещанам и зажиточным крестьянам. Особенно жестокими эксплуататорами были так называемые посессоры, получившие во временное распоряжение государственные земли вместе с приписанными к ним крестьянами. Крестьян при этом не освобождали от подушной подати государству, на оплату которой шла почти половина крестьянских доходов.

Царизм принял некоторые меры для упорядочения производственных взаимоотношений между помещиками и крепостными, чтобы хоть немного разрядить создавшееся напряжение, которое угрожало самому существованию феодально-крепостнического строя. На Правобережной Украине, где гнет крепостников был особо беспощадным, в течение 1847—1848 гг. царские власти осуществили так называемую инвентарную реформу. В каждом помещичьем имении вводилась инвентарная книга, в которую записывались нормы барщины и других крепостных повинностей. Но определял их сам помещик, все земельные владения которого оставались неприкосновенными. Крестьяне увидели в этом еще одну попытку законодательно увековечить существующие крепостнические отношения и выступили против инвентарной реформы. Вводить ее царским властям пришлось силой.

Дидактические идеи в педагогической деятельности М.В. Ломоносова
Разработку дидактических вопросов М.В.Ломоносов осуществлял на основе идеи познаваемости объективного мира. Основой познания М.В. Ломоносов называл чувственное восприятие, результаты которого проверяются опытным путем. Он всей своей научной и педагогической деятельностью утверждал, что практика является основой познания. Весь процесс че ...

Международная обстановка накануне второй мировой войны.
Развитие Советского Союза в предвоенные годы происходило в сложной международной обстановке. Наличие очагов напряженности в Европе и на Дальнем Востоке, тайная подготовка стран капиталистического мира к второй мировой войне, приход к власти в Германии партии фашистского толка ясно свидетельствовали о том, что международная ситуация акти ...

Заключение.
Таким образом, эра гетмана П.Сагайдачного вошла в отечественную историю как время, когда был поднят престиж украинского казачества, вышедшего на первое место в общественной жизни вместо шляхты, которая постепенно утрачивала роль ведущего сословия из-за своего ополячивания и измены материнской церкви. Сагайдачный поднял роль Киева как к ...