Чтобы увеличить прибыльность своих хозяйств, помещики усиливали эксплуатацию крестьян: повышали норму барщины либо расширяли пахотную землю за счет отнятых у крестьян наделов. Это разоряло крестьянские хозяйства, а значит, и подрывало экономическую основу помещичьих хозяйств. Образно говоря, помещики рубили ветку, на которой сидели.

Увеличивалось количество ограбленных помещиками, безземельных крестьян. Часть из них эксплуататоры превращали в слуг либо в дворовых рабочих, отдавали в наем другим помещикам или на промышленные предприятия. Во многих помещичьих хозяйствах была введена месячина, сущность которой состояла в том, что барин полностью отнимал у крепостного бедняка земельный надел, принуждал обрабатывать только помещичью землю за ежемесячный продовольственный паек. На Киевщине, Полтавщине к середине 40-х годов XIX в. почти три четверти помещичьих крестьян обнищали так, что уже не имели ни рабочего скота, ни инвентаря для полевых работ.

Свои земли помещики часто сдавали в аренду купцам, мещанам и зажиточным крестьянам. Особенно жестокими эксплуататорами были так называемые посессоры, получившие во временное распоряжение государственные земли вместе с приписанными к ним крестьянами. Крестьян при этом не освобождали от подушной подати государству, на оплату которой шла почти половина крестьянских доходов.

Царизм принял некоторые меры для упорядочения производственных взаимоотношений между помещиками и крепостными, чтобы хоть немного разрядить создавшееся напряжение, которое угрожало самому существованию феодально-крепостнического строя. На Правобережной Украине, где гнет крепостников был особо беспощадным, в течение 1847—1848 гг. царские власти осуществили так называемую инвентарную реформу. В каждом помещичьем имении вводилась инвентарная книга, в которую записывались нормы барщины и других крепостных повинностей. Но определял их сам помещик, все земельные владения которого оставались неприкосновенными. Крестьяне увидели в этом еще одну попытку законодательно увековечить существующие крепостнические отношения и выступили против инвентарной реформы. Вводить ее царским властям пришлось силой.

Проблема возникновения человечества.
Как и в вопросе происхождения Вселенной и жизни, существует представление о божественном творении человека. «И сказал Бог; сотворим человека по образу своему» (Бытие. 1. 26, 27). В индийской мифологии мир происходит из первого прачеловека – Пуруши. Во многих первобытных племенах были распространены представления о том, что их предки п ...

Боспорское государство
Располагалось с обеих сторон Керченского залива, который в древности называлось Боспор Киммерийский. Главным городом был Пантикапей, но столицей азиатской части Боспора считалась Фанагория (возле современного поселка Сенное). К образованию Боспорского государства существующие на ее территории с VI ст. до н.э. греческие города Пантикапей ...

Сфинксы напротив Академии художеств
Рис. 9. "Восточный" сфинкс: лик фараона Сфинксы на Университетской набережной давно стали одним из основных символов города наравне с Петропавловской крепостью и Адмиралтейством. Пристань с парными египетскими сфинксами на Васильевском острове, напротив Академии художеств - одно из красивейших и мистических мест Санкт-Петер ...