Советский Союз вышел из войны с огромными людскими и материальными потерями. Было разрушено 1710 городов, свыше 70 тысяч сел и деревень, 32 тысячи промышленных предприятий. Прямой ущерб, нанесенный войной, превышал 30% национального богатства.

В марте 1946 г. Верховный Совет СССР принял четвертый пятилетний план. Намечалось не только восстанавливать народное хозяйство, но и превзойти довоенный уровень производства промышленной продукции на 48%. В народное хозяйство планировалось вложить 250 млрд. руб Как и в годы индустриализации эти средства были получены за счет населения страны, главным образом крестьянства.

В годы войны вся экономика была перестроена на военный лад, выпуск товаров был фактически прекращен. На руках населения отложилась огромная масса денег, не обеспеченных товарами. Чтобы снять давление этой массы на рынок, в 1947 г. была проведена конфискационная денежная реформа. Деньги, находившиеся на руках населения, обменивались в отношении 10:1. Более щадящий режим предусматривался для средств, хранившихся на личных счетах в сберкассах. Но эта льгота коснулась лишь немногих, ибо сумма вкладов была в 15 раз меньше годового фонда зарплаты рабочих и служащих, иначе говоря – скудные сбережения граждан хранились тогда в «кубышках» дома. И все же реформа помогла в короткий срок пресечь инфляцию и стабилизировать расстроенную войной финансовую систему. Еще большее значение имела одновременная с денежной реформой отмена карточного распределения товаров, превратившегося в своеобразный символ военного лихолетья. После этого правительство приступило к постепенному повышению зарплаты рабочим и служащим, а также к регулярному снижению розничных цен на товары широкого потребления: оно проводилось ежегодно с 1948 по 1954 г. Правда, в то же самое время реализовывались программа принудительного распространения облигаций госзаймов, на покупку которых уходило в среднем 1-1,5 месячной зарплаты в год. Это заметно обесценивало выигрыш населения от снижения цен. Тем не менее размер реальной заработной платы рабочих и служащих медленно повышался. Если в 1944 г. он составлял 64% от уровня 1928 г., в 1948 г. – 59%, то в 1952 г. – уже 94%, а в 1954 г. – 119%. Были восстановлены отпуска и 8-часовой рабочий день, улучшено лечебное и санаторное обслуживание трудящихся. В 1948 – 1950 гг. около 5,5 млн. рабочих и служащих получили путевки за счет профсоюзов в санатории, профилактории и дома отдыха.

После реформы была упразднена карточная система, введенная в годы войны. Однако цены на продукты и предметы потребления были в среднем в 3 раза выше довоенных. Как и в годы индустриализации, проводились принудительные государственные займы у населения. Эти жесткие меры позволили оздоровить экономику.

Восстановление разрушенной промышленности шло чрезвычайно быстрыми темпами. В 1946 г. наблюдался определенный спад, связанный с конверсией, а с 1947 г. начался устойчивый подъем. В 1948 г. довоенный уровень промышленного производства был превзойден, а к концу пятилетки он превысил уровень 1940 г. на 70%, вместо запланированных 48%. Это было достигнуто за счет обновления производства на территориях, освобожденных от фашистской оккупации. Восстановленные заводы оснащались оборудованием, произведенным на заводах Германии и поставленными в счет репараций. Всего в западных районах было восстановлено и вновь пущено 3200 предприятий. Они производили мирную продукцию, оборонные же предприятия остались там, куда были эвакуированы,– на Урале и в Сибири.

Развитие послевоенной экономики было однобоким. Основной упор делался на развитие тяжелой индустрии, в ущерб легкой промышленности и сельскому хозяйству. Капиталовложения в промышленность на 88% направлялись в машиностроение. Производство потребительских товаров увеличивалось крайне медленно, ощущалась нехватка самого необходимого. Резко отставал транспорт, особенно строительство дорог. По существу не велось строительство государственного жилья – фактически правительство переложило эти заботы на плечи самих граждан.

Особенно тяжело сложились дела в сельском хозяйстве. На его развитие в четвертой пятилетке направлялось лишь 7% общего объема ассигнований. Они шли главным образом на строительство тракторных заводов. С помощью машин проводилась лишь вспашка полей и уборка зерновых – все остальное делалось вручную. Деревня не была электрифицирована. В 1953 г. только 15% колхозов получали электроэнергию.

Основная тяжесть восстановления легла на деревню. Государство изымало в виде налогов и обязательных поставок свыше 50% продукции колхозов и совхозов. Закупочные цены на сельхоз продукцию не менялись с 1928 г., тогда как на промышленную продукцию выросли за это время в 20 раз. По трудодням колхозник получал в год меньше, чем рабочий зарабатывал в месяц. Практически колхозники работали в колхозе бесплатно и жили за счет приусадебных участков.

Страницы: 1 2

Большой кремлевский дворец
Новый императорский дворец был построен по инициативе Николая I в 1838-1850 годах на месте древнего великокняжеского дворца Ивана III и возведенного на его основании в ХVIII веке дворца императрицы Елизаветы Петровны. Проектирование и строительство велись группой архитекторов под общим руководством К.А. Тона. Дворцовый комплекс, получи ...

Окончание смуты
В феврале 1613 г. на Земском соборе, в деятельности которого приняли участие представители почти всех сословий (кроме холопов и помещичьих крестьян), после долгих и бурных обсуждений новым царем был избран Михаил Федорович Романов, сын Филарета. Данный выбор обусловливался следующими факторами: • Романовы в наибольшей степени устраивал ...

Таиланд в середине XVII — середине XIX вв.
С середины XVII в. значительную роль в жизни Сиама стала играть голландская Ост-Индская компания, имевшая своей целью монополизировать его внешнюю торговлю. Чтобы в какой-то степени этому противостоять, сиамское правительство само стало скупать у них товары, а затем перепродавать на внутреннем рынке. В 30-40 гг. XVII в. отношения между ...