Вечный мирСтраница 2
Сложившаяся внешнеполитическая обстановка свидетельствовала о том, что в первую очередь союзником в борьбе против агрессии Турции может стать Россия. В 1677-78гг. русские войска под Чигирином причинили значительный урон силам султанской Турции. Создавалась реальная возможность для перехода в контрнаступление при условии совместного выступления России и Речи Посполитой, что обещало выгоды и тем и другим. Речь Посполитая могла отменить условия Журавинский мира, и обе державы смогли бы остановить турецкую экспансию. Но правящие круги Речи Посполитой отказывались от сотрудничества с Россией в борьбе с татаро-турецкой агрессией. Эта недальновидность политики объяснялась тем, что значительные круги господствующего класса Речи Посполитой не желали примириться с потерей части украинских земель и любой ценой стремились восстановить положение на Украине, существовавшее до 1648г. Планы возобновления восточной экспансии делали невозможным превращение Андрусовского перемирия в «Вечный мир», на чем настаивало русское правительство. Разрыв переговоров вынудил Россию заключить в 1681г. с Турцией и Крымом Бахчисарайский мир.
Отсутствие согласованности между восточноевропейскими странами снова дало султанской Турции возможность сосредоточить свои силы. В июне 1683г. огромная турецкая армия (более 210тыс. чел.) под командованием везиря Кара-Мустафы вторглась на территорию Австрии. 16 июля 1683г. турецкие армии подошли к стенам Вены. Помощь была оказана Польшей. Битва под Веной началась утром 12 сентября. Она была успешной для союзников.[8] Венская битва имела огромное значение в истории стран Центральной Европы. Агрессивные планы оттоманской империи оказались сорванными, турецкое наступление приостановлено, непосредственная угроза вторжения турков в австрийские и польские земли миновала. Однако Турецкая империя все еще оставалась большой военной силой. Это побуждало Речь Посполитую и Австрию стремиться к расширению антитурецкой коалиции. В марте 1684г. был подписан договор о создании т.н. «Священной лиги» в составе Австрии, Польши, Венеции и Рима. Все участники лиги считали необходимым привлечь в союз и Россию, которая сумела в 1677-78гг. нанести серьезное поражение турецко-татарским захватчикам на Украине. Однако переговоры не привели к положительным результатам из-за нежелания Речи Посполитой заключить с Россией вечный мир. Военные действия союзников в 1684г. были малоэффективны. Не лучшими были результаты и 1685г. Австрия отклонила предложение Собеского о совместных военных действиях. Австрия в 1686г. заключила договор с Бранденбургом и Швецией, направленный против Польши. Австрия, Бранденбург и Швеция взяли на себя обязательство противодействовать воплощению абсолютистских замыслов польского короля. Им было выгодно иметь дело со слабой, нецентрализованной страной. Собеский вновь попытался пойти на сближение с Францией, однако переговоры оказались безрезультатными.
Так, силой обстоятельств Собеский был вынужден обратиться к единственному оставшемуся выходу – искать поддержки и союза с Россией. Переговоры, которые вели в России польские послы, закончились в мае 1686г. договором о «Вечном мире» и военном союзе между Речью Посполитой и Россией против Турции. Речь Посполитая должна была признать границу, установленную Андрусовским перемирием, окончательно отказаться от своих притязаний на Киев и от вмешательства в дела Запорожья. Договор 1686г. во многом определил международную обстановку последующих лет.[9] Т.о. союз Речи Посполитой с Россией своим ближайшим последствием имел усиление Речи Посполитой. После подписания договора в обеих странах начались приготовления к военным действиям. Вступив в середине июля в Молдавию, польские войска овладели Яссами и двинулись по направлению к Дунаю, где им преградили дорогу значительные неприятельские силы, вынудившие польские войска отступить. На следующий год развернулись совместные военные действия России и Речи Посполитой против Турции. Они вылились в форму Крымского похода Голицына 1687г. и похода польских войск к Каменцу. Оба этих похода не дали положительных результатов, но содействовали успехам австрийских войск, которые в 1687г. овладели почти всей Венгрией. Из сферы турецкого влияние вышло также Семиградье. В 1688г. австрийцы продвинулись по территории Хорватии и Сербии и заняли Белград. Отношения Речи Посполитой и Австрийской империи все это время оставались неустойчивыми. Каждая сторона пыталась принудить другую к более активным действиям против Турции.Австрия вынудила Речь Посполитую к военным действиям безрезультатным для Польши, но оказавшим большую помощь австрийской армии. В 1691г. польские войска вступили в Молдавию. На помощь им Австрия обещала выслать несколько тысяч пехоты. Обещанной помощи они так и не прислали. Польские войска в Молдавии и на этот раз оказались в положении лишь невольных помощников австрийцев, оттянув на себя часть татаро-турецких сил. Неудачно закончилась также и попытка Собеского блокировать Каменец. Крепость осталась в турецких руках. Неудачи преследовали Собеского и в 1692г. Ему пришлось отказаться от намеченных планов в Молдавии и отступить на исходные рубежи. В 1694г. польско-литовские войска под командованием гетмана Яблоновского предприняли еще одно наступление на Каменец и Молдавию. Этим вновь была оказана важная услуга Австрии. [10]
Наука и техника
В первой половине XIX в. русская наука достигла значительных успехов. Успешно изучалась русская история. Впервые образованный читатель получил обширную, написанную литературным языком 12-томную "Историю государства Российского", созданную в 1816-1829 гг. Н.М. Карамзиным. Заметный вклад в отечественную медиевистику внес Т.Н. Гр ...
Публий Корнелий Тацит – его личность и деятельность. Личность Публия
Корнелия Тацита.
Публий Корнелий Тацит (Publius Cornelius Tacitus) (ок. 54 – ок. 120 гг. н.э.) – замечательный римский историк и один из великих представителей мировой литературы, а также политический деятель эпохи заката Рима. Непредсказуемые повороты истории сформировали у Тацита отношение к ней как к великому драматическому действу и придали трагичес ...
Истоки кыргызской государственности. Древняя Родина кыргызов.
Самым священным местом на земле для любого народа является его Отечество, Родина. Именно она даёт возможность развития и сохранения его как народа.
Известно, что в истории есть народы, которые живут вблизи территории, на которой проживали их предки; но также есть и такие народы, которые в результате миграции далеко ушли от своей прарод ...