В первое пореформенное десятилетие еще не сложились духовные и социальные предпосылки, облегчавшие реализацию подобных прогрессивных стремлений. Достигнутое в 60-70 гг. ХIХ в. относительное общественное согласие не было прочным. По мере того, как прояснялся характер реформ, проявлялась и крайняя противоречивость политического курса Александра II. Инициаторам реформ в правительстве казалось, что нововведения улучшили старую самодержавно-авторитарную систему власти, но жизнь требовала изменить ее в принципе. Это власти не хотели делать.

В правительстве развивался конфликт между сторонниками реформаторского курса и тем, кто стремился затормозить преобразования, полагая, что они лишь создают новые проблемы, совершенно не решая старых. Теряло свое единство и общественное движение.

Либералы настаивали на созыве Всероссийского земского органа. Но их пугал народнический террор, нарастание новых общественных противоречий. С начала 1878 г. резко активизировалась деятельность революционного подполья. На что правительство ответило репрессиями. Был создан аппарат полицейских урядников для борьбы с крестьянским движением, организована сыскная полиция для преследования революционеров. Обыски, аресты стали привычным явлением.

Образованное общество в лице земств, некоторых дворянских собраний все настойчивее стали ставить перед правительством вопросы о продолжении реформ, прежде всего в сфере управления страной. Либеральная пресса открыто выражает надежду на то, что правительство будет искоренять '' крамолу'' не только полицейскими методами, но и опираясь на лояльные круги общества. При этом политика реформ должна была быть продолжена.

Цензурные ограничения, несколько ослабленные в 1860-х гг., продолжали оказывать негативное влияние на российский реформаторский курс. Публикация статистических сведений, собранных земствами, знакомство русских читателей с переводными сочинениями самой разной тематики и направленности стали встречать препятствия со стороны полицейских властей.

Бюрократия даже когда не мешала образованной публике обмениваться суждениями, не слишком прислушивалась к высказывавшимся мнениям, что часто придавало последним оттенок оппозиционности.

Министр внутренних дел М.Т. Лорис-Меликов в самом конце 70-х г.г. предложил императору пойти на уступки либеральным ожиданиям образованного общества и созвать в столице специальные комиссии из представителей земств, городов, дворянских обществ, которые вместе с правительством занялись бы разработкой проектов новых реформ.

1 марта 1881г. Александр II подписал бумаги, предложенные М.Т. Лорис-Меликовым, но в этот же день он был убит революционерами – террористами. Организаторами и участниками покушения на императора были А.И. Желябов, С.Л. Перовская, Н.И. Кибальчич, Т.М. Михайлов, и Н.И. Рысаков.

Таким образом, Александр II и его сторонники многого не успели, не смогли или не захотели доделать. Но их усилиями страна все же была выведена из крайне опасного положения, грозившего социальным взрывом. Реформы были необходимостью, что хорошо понимали люди, планировавшие и осуществлявшие их. Однако, не все реформаторы сумели вполне оценить новые возможности, открывавшиеся благодаря преобразованиям.

Эти оставшиеся неиспользованными возможности предстояло осознать государственным и общественным деятелям следующих поколений, которые могли или продолжить начатое в эпоху Александра II строительство, или ограничиться текущим ремонтом, латанием наиболее зияющих прорех. Иными словами, реформы поставили страну перед выбором: завершить постепенный переход от архаичных социальных и политических структур к гражданскому обществу и правовому государству или попытаться сохранить эти структуры в несколько подновленном виде.

Приоритет в решении именно государственных задач в ходе реформы был совершенно очевиден. Только государство получило от реформы безусловную и неоспоримую выгоду. Оно стало более сильным, получив колоссальный резерв дешёвой рабочей силы из обнищавших крестьян, а значит, и возможность быстрого промышленного развития; мощную армию, а впоследствии — и стабильные финансы. Международный престиж империи возрос благодаря не только её победе в Балканской войне 1877— 1878 гг., но и избавлению от средневековых пережитков. Однако самое главное заключалось в следующем: государство повысило свой авторитет тем, что само начало и провело в жизнь Великие реформы. Но повышение престижа государства оплачивалось крестьянством, по-прежнему пребывающим в нищете, безземелье и бесправии.

Страницы: 1 2

IV этап: весна – осень 1920 года.
К весне 1920 года Красная Армия разгромила основные антибольшевистские силы, что упрочило положение РСФСР. В сложившейся ситуации на IX съезде РКП(б), состоявшемся 29 марта – 5 апреля 1920 г., было принято решение о неуклонном проведении в жизнь единого хозяйственного плана. Однако его осуществлению мешали не только внутренние, но и вн ...

Восстание Ихэтуаней.
На рубеже XIX—XX вв. цинская династия столкнулась и с дру­гой формой оппозиции, представленной массовым народным дви­жением, что наиболее ярко проявилось в ходе восстания под ру­ководством тайного общества «Ихэтуань» (Отряды справедливос­ти и мира). Участники этого выступления, принявшего форму народной антииностранной борьбы, переросше ...

Отношение лидеров либерального движения к Октябрьской революции 1917 г.
Октябрьскую революцию Струве встретил враждебно, победу большевиков объяснил незрелостью масс, культурной отсталостью страны и тем, что общество не было в должной степени привлечено к активному и ответственному участию в управлении государством. Он считал, что большевики, руководствуясь марксистской теорией, ведущим положением которой я ...