Землевладение в период раннего средневековья развивалось в Японии в двух формах: государственной надельной системы и крупной частнофеодальной вотчины (сёэн).

Официальное введение надельной системы относится к VIII в., когда основные принципы этого раннефеодального аграрного строя были юридически зафиксированы в первом японском своде законов 702 г. — кодексе «Тайхорё». Согласно кодексу вся земля объявлялась принадлежащей государству. Каждый крестьянский двор получал во временное пользование пахотную землю соответственно числу членов семьи, считая с шестилетнего возраста. Размер надела мужчины равнялся двум танам (1 тан —около 0,12 га), женщина получала 2/3 этой площади. Каждые шесть лет должны были производиться переделы земли в соответствии с изменением числа податных лиц в семье. За крестьянской семьей закреплялись на правах собственности садовый и усадебный участки.

Надельное крестьянство должно было уплачивать государству зерновой налог и налог изделиями ремесла, главным образом тканями. Помимо продуктовой ренты крестьяне выполняли барщину — работали в пользу государства и его органов управления на местах до 100 и более дней в году, что отрывало их от сельскохозяйственных работ во время самой страды. Это были типично феодальные формы эксплуатации крестьян. Уход крестьян с надела или отказ от него карался, поскольку это уменьшало получаемые с крестьян налоги и сборы.

Согласно кодексу «Тайхорё», размер земельных держаний знати зависел от титула или занимаемой должности. Они во много раз превышали крестьянские наделы. В состав таких «привилегированных» наделов входили ранговые, должностные наделы, а также наделы, полученные за «заслуги перед государством», т. е. за участие в перевороте Тайка, и жалованные императором земли — самые крупные наделы. Ранговые и должностные наделы давались на срок службы в том или ином ранге или должности. Жалованные наделы были пожизненными. Наделы за заслуги давались в зависимости от заслуг на одно, два, три поколения, а в отдельных случаях — навечно, т. е. такие наделы стали частнофеодальной собственностью. Все прочие наделы формально давались во временное пользование на разные сроки, но поскольку владельцы привилегированных наделов принадлежали к аристократии и заполнили весь аппарат государственного управления, превращение права пользования наделами в право собственности было только вопросом времени.

К наделам знати приписывались крестьянские дворы. Число приписанных дворов менялось соответственно рангам от 100 до 800 и в зависимости от должности — от 300 до 3000. Число дворов, приписываемых за заслуги перед государством, не регламентировалось. Приписанные крестьяне должны были отдавать половину зернового налога в казну, другую половину — феодалу. Подать и рабочая повинность целиком шли феодалу.

Императорский двор пользовался доходами не, только со своих прямых владений, но и прибавочным продуктом, взимаемым с надельного крестьянства по всей стране. Часть этих доходов в форме жалования (шелковыми тканями, шелковой ватой, сельскохозяйственными орудиями и т. п.) двор распределял между представителями господствующего класса " соответственно иерархии рангов и чинов, а также принадлежности к лагерю победителей при перевороте 645 г. Вместо прежде существовавшего порядка передачи должностей и званий по наследственной линии все сановники и чиновники стали назначаться от имени императора соответственно табелю о рангах, хотя принцип наследования сохранил свое значение.

Другая форма раннефеодального землевладения — частнофеодальная вотчина (сёэн) сложилась одновременно с надельной системой. Первоначальный сёэн возник в результате поднятия нови или осушки земель, организованных придворной аристократией или церковью, а также на основе рисовых полей, созданных центральным правительством и переданных знати или церкви. Численный рост вотчин этого типа имел место во второй половине VIII в. В частнофеодальных вотчинах основной податной единицей была относительно состоятельная крестьянская семья. В середине IX в. (859) впервые в документах появляется термин «тато», что означало огораживание участка при возделывании нови. Это подтверждается современным написанием «тато», где первый иероглиф обозначает рисовое поле, а второй — изгородь, забор. Впоследствии в источниках термином «тато» стали обозначать крестьян, возделывавших огороженные земли.

Наиболее распространенной системой возделывания огороженной земли был подряд, когда заключалось обычно годичное соглашение на владение землей. «Тато» стремились превратить подрядную землю в свое собственное поле. Однако право на эту землю было неустойчивым, поскольку подряд мог и не быть возобновлен. Но в результате сложившейся практики ежегодного возобновления подряда эта земля имела тенденцию превратиться в собственность подрядчика, в так называемое именное поле, а его владелец — в «именного хозяина».

Страницы: 1 2

Подъем революционного движения.
Наряду с либеральной оппозицией, действовавшей легально на территории империи, а также в эмиграции (здесь особым вли­янием продолжали пользоваться вожди реформаторского движе­ния 1898 г. Кан Ювэй и Лян Цичао), не оставляли надежд до­биться свержения маньчжурской деспотии и деятели революци­онного движения во главе с Сунь Ятсеном. После ...

Церковь Екатерины в Царском селе
Возвышавшийся до 1939 года в центре Царского Села величественный пятиглавый храм в стиле Суздальских соборов был заложен в 1835 году по повелению Императора Николая I. Строился он по проекту и под наблюдением архитектора К.А. Тона. После освящения собора 24 ноября (или 7 декабря, по современному календарю) 1840 года - в день святой вели ...

Распространение христианской веры
Тотчас после крещения Владимир велит строить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. Так, поставлена была церковь св. Василия на холме, где стоял кумир Перуна и прочих богов. Владимир велел ставить церкви и определять к ним священников также и по другим городам и приводить людей к крещению по всем городам и селам. ...