Октябрьскую революцию Струве встретил враждебно, победу большевиков объяснил незрелостью масс, культурной отсталостью страны и тем, что общество не было в должной степени привлечено к активному и ответственному участию в управлении государством. Он считал, что большевики, руководствуясь марксистской теорией, ведущим положением которой является идея развития производительных сил, не поняли ее, так как согласно марксистскому учению социализм является плодом внутреннего развития производительных капиталистических сил, которые перерастут сковывающие их рамки и постепенно сами приведут к социализму.

Положение дел в новом хозяйстве России после Октября, по мнению Струве, не означало победу более совершенной экономической формации; наоборот, он повлек за собой неслыханный экономический регресс. Отмена частной собственности и обобществление хозяйственного процесса осуществляются большевиками ради повышения индивидуальной доли каждого члена общества. Эта распределительная тенденция порождает пагубную уравниловку. Напротив, право собственности и экономическая свобода индивида есть главные критерии свободы личности9.

Струве отрицал наличие общеисторических причин успеха Октябрьской революции, а победы большевизма связывал со случайными тактическими ошибками вождей белого движения.

Оценки П.Н. Милюкова, касавшиеся Октября, расходились со мнениями Петра Бернгардовича. Он сформулировал свои четыре «роковые политические ошибки», которые привели к трагическому финалу: попытка решить аграрный вопрос в интересах поместного класса; возвращение старого состава и старых злоупотреблений военно-чиновной бюрократии; узконационалистические традиции в решении национальных вопросов; преобладание военных и частных интересов. Милюков ясно видел и последствия этих ошибок: первая оттолкнула крестьянство, вторая ― остальные элементы местного населения и интеллигенцию, третья ― окраинные народности, четвертая расстроила правильное течение экономической жизни10. Он думал о том, можно ли исправить положение и продолжить вооруженную борьбу. И приходил к пессимистическим выводам.

И из-за различий во мнениях по поводу победы большевизма у Струве возникли серьезные разногласия со своими друзьями.

Отвержение большевизма и сознание необходимости активной борьбы с ним стали определяющими в дальнейшей жизни как П.Б. Струве так и П.Н. Милюкова. Они выступал за использование всех доступных средств в борьбе против советской власти, в том числе вооруженным путем.

В течение 20 лет, возглавляемые Милюковым «Последние новости» играли руководящую роль в жизни эмиграции, объединяли вокруг себя лучшие литературные и публицистические силы русского зарубежья. Либеральные «Последние новости» вели ожесточенную полемику с ультраправой эмигрантской газетой «Возрождение» (возглавлявшейся бывшим соратником Милюкова по «Союзу освобождения» и кадетской партии ― Петром Бернгардовичем Струве). Прежние единомышленники, и раньше вступавшие в ожесточенные споры между собой, стали в эмиграции непримиримыми врагами. Споры между двумя газетами шли по всем политическим вопросам, и, прежде всего, по такому вопросу ― кто виноват в том, что произошло с Россией? Их нескончаемые споры на эту тему стали привычным явлением эмигрантской жизни.

Но в последствии в эмиграции, Струве будет играть роль ведущего теоретика и организатора ее консервативного крыла. В зависимости от того, признавали или не признавали эмигранты эту армию Струве делил их на патриотов и непатриотов. Он активно доставал средства на нужды Российского общевоинского союза; был вдохновителем и идейным руководителем Союза галлиполийцев объединявшего молодежь белой армии; состоял членом множества эмигрантских союзов и обществ.

Страницы: 1 2

Заключение.
То, что происходит в наши дни на территории бывшего Союза ССР, в какой-то степени напоминает трагический период начала гражданской войны в России. Сегодня мы все вроде считаем себя гуманистами, и никто не хочет крови, а она льется, мы за гражданский мир, а он рушится то там, то здесь. Выходит, и в наши дни, как и восемьдесят пять лет ...

Причины принятия христианства
Самые первые известия о проникновении христианства на Руси относятся еще к первым векам н.э. В IX в. Русь дважды принимала христианство: первый раз при Ольге – 957 г.; второй – при Владимире 988 г. После крещения Ольге христианизация Руси пошла быстрее. Русь поддерживала добрые отношения и с Византией, и с римской церковью; здесь были ...

Крестьянское выступление в Самуйлово
Наиболее крупное восстание произошло в селе Самуйлово. Выступление 3500 крестьян Самуйловской вотчины князя Павел Голицына, которое продолжалось до середины мая. В имении было несколько грамотных крестьян, которые собирали народ и читали Манифест. Крестьянин Иван Андреев, «придя с Манифестом и разными печатными объявлениями, толковал к ...