ЗаключениеСтраница 1
Рассмотрев основные стадии процедуры выбора князя можно выделить следующие положения данного института:
Выборность была характерна для догосударственного общества. Ее основные черты стали базой для развития института выборов в русском государстве в IX-XV вв. Укрепление княжеской власти, централизация государства способствовали вытеснению выборов из практики замещения высших административных должностей, но о полной ликвидации института говорить нельзя. Многие выборные должности местного управления "унаследованы" российским государством XVI-XVII вв. из обихода IX-XV вв. Можно предположить, что некоторые элементы избрания государя позаимствованы из практики "призвания" князя предыдущего этапа.
Выборы не являлись единственным правомерным способом замещения поста. С IX по XIV вв. выборы неоднократно дополняли наследование или подменялись им. В зависимости от особенностей территории выборность была либо господствующей, либо вспомогательной формой.
На любом этапе развития института выборов можно говорить лишь о более или менее обобщенной процедуре избрания. Из приведенных выше примеров видно, что на самом раннем этапе еще не существовало единого обязательного порядка избрания. Он варьировался в зависимости от оснований выборов, а также от их хронологических рамок.
Институт выборов не имеет собственного аппарата, предназначенного для организации и проведения избрания. Эти функции выполняются либо теми же лицами, которые участвуют в принятии решения, либо неспециализированными государственными органами и должностными лицами - посадниками или старостами.
Практика "призвания" князя или "возведения" владыки характеризуется небольшим количеством стадий и неопределенностью временных рамок каждой. Юридические основания выборов отсутствуют, документальное оформление характерно лишь для заключительного этапа выборов.
В выборах IX-XIV вв. контингент участников практически не определен, его рамки во многом обусловлены влиянием родоплеменного уклада. Требования к избирателям и избираемым носят не правовой характер. Универсальных критериев крайне мало.
После смерти Ярослава Мудрого престолонаследие стало регулироваться двумя, на первый взгляд, противоположными принципами: старшинством по рождению и народным (вечевым) избранием. Из этих двух принципов второй не действовал, в то время как первый работал беспрепятственно. Так продолжалось практически до середины XII в. Вступление в престолонаследие каждого из князей в то время (в период политического мира) подтверждалось публичным одобрением как со стороны знати (боярского совета), так и городского населения (веча), что представлялось своего рода формальностью.
Тем не менее, даже в этот период древнерусской истории население поднимало свой голос всякий раз, когда князь своими действиями приводил страну к бедственному положению, либо тем или иным путем притеснял народ. Например, когда стало ясно, что князь Изяслав не в состоянии организовать защиту города от половцев, жители Киева восстали против него (1068 г) и выбрали своим князем Всеслава Полоцкого. Однако, когда последний не оправдал их ожиданий, киевляне были вынуждены вновь призвать на “киевский стол” все того же Изяслава.
Начиная с 40-х годов XII в. киевское вече стало играть все более активную роль в избрании князя, выражая свою поддержку либо неодобрение по тому или иному кандидату на должность Великого киевского князя. Причем, как правило, киевляне отдавали предпочтение потомкам Владимира Мономаха, а не потомкам Олега Черниговского, хотя в ряде случаев вече было готово признать Ольговича на своих собственных условиях.
Каждый князь в этот период должен был находить согласие с вечем. Как результат, обе стороны затем “целовали крест", обещая друг другу соблюдать условия соглашения. К сожалению, история не сохранила для потомков ни одного экземпляра подобного документа-соглашения, а в древнерусских летописях есть лишь краткие упоминания некоторых из их условий.
Археологические съезды: основатели и цели
Разумеется, для рассмотрения моей темы нельзя не остановиться на собственно самих археологических съездах, истории их основания.
Археологические съезды стали детищем Московского археологического общества, во главе которого стоял граф Алексей Сергеевич Уваров. Открывая первое заседание Московского археологического общества, граф Уваров ...
Западноевропейское общество в средние века
Средневековое европейское общество было иерархическим. Во главе его стоял король - верховный сюзерен всех феодалов. На следующем уровне располагались крупные светские и духовные феодалы - князья, графы, архиепископы и епископы, считавшиеся вассалами короля. Получая земли (нередко это были целые области), они приносили присягу верно ...
Проекты декабристских обществ. «Русская правда» Пестеля
Полное название: «Русская Правда, или Заповедная государственная грамота великого народа российского, служащая заветом для усовершенствования государственного устройства России и содержащая вариант наказа для народа, так и для временного Верховного правления». Работу над ней Пестель начал вскоре после окончания войны 1812—1814гг. По мер ...