Кыргызы - один из самых древних народов Центральной Азии. При изучении древней истории любого народа основой служит археологические, этнографические, письменные источники, народные сказания, родословная, былины и легенды.

Китайская летопись «Шицзи» среди покоренных хуннами племен, в 201 году до н. э. называет их владения Гэгунь (или Гяньгун). Этот китайский иероглиф точно передает слово «кыргыз». Это и есть известное первое упоминание этнонима «кыргыз» в истории. [4]

В конце первого тысячелетия до н. э.- в первой половине 1тысячелетия н. э. в Ферганской долине существовало государство известное по китайским источникам как Да-Юань, по восточно-иранским как Паркана.

Это была развитая для своего времени оседло-земледельческая культура, она просуществовала шесть столетий. Во II-I вв. до н. э. оно было известно как государство, имеющее более 70 селений и городов, с высокоразвитым хозяйством. Столицей был г. Эрши (у совр. с. Мархабат). На территории современного Кыргызстана это единственный пример существования античного рабовладельческого государства.

Государство хуннов занимало обширное пространство от Северного Китая до центрального Тянь-Шаня; имело хорошо продуманную систему управления; в его состав входили многочисленные народы и племена, которые получили, находясь в составе хуннской державы, первые уроки государственной жизни, использовав их в последствии при создании собственных государств.

Путешествие Чжан Цяня начальника превратной стражи императорского дворца Китая, явилась истоком Великого Шелкового пути, который в последствии, в течении полутора тысячелетий, связывал Восток и Запад. По Великому Шелковому пути караваны верблюдов перевозили не только товары - благодаря ему народы получили возможность узнать друг о друге, обменятся своим хозяйственными и культурными достижениями.

В эпоху расцвета империи хуннов в ее состав входили также такие родственные хуннам племена, как кыргызы, динлины, усуни, что заложило основы для формирования тюркской исторической общности.

В эпоху хуннов они стали участниками политической истории народа, который, как и они, вел кочевой образ жизни, имел родственный язык. Вхождение в состав хуннской державы позволило кыргызам на практике усвоить способы политического управления общества, что имело положительное значение для его дальнейшего развития.

Таким образом, кергызы в эту эпоху были зависимы от хуннов и выступали совместно с другими народами против общих врагов.

Кыргызы на протяжении относительно долгого времени (около полутора веков) входили в состав хуннского господства и были прекрасно осведомлены об основополагающих принципах государственности, что в последствии послужило основой для создания Кыргызкого Каганата.

[1] Из «Истории ранней династии Хань» составленной Бань Гу в 1 в. до н. э. (Документальные материалы)

[2] Из «Истории ранней династии Хань» , составленной Бань Гу в I в. до н. э.

[3] Бичурин Н.Я.(Иакинф) Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. –М., т.1, 1950

[4] Айдаркул Каана. Бегалиев С.И. Борубашев Б.И. Мажитов С.И. История Кыргызстана (учебное пособие для поступающих в ВУЗы) Бишкек 1996.

От веры к знанию
Теология была достоянием избранных - духовной элиты общества, отличавшейся от основной массы вы­сокой ученостью, хорошим знанием древних языков. Теологи обосновывали важнейшие догматы веры, ком­ментировали Священное Писание, объясняли мир с позиций христианства. Теология была тесно связана с философией, но они выступали не на равных пра ...

Подъем национально-освободительного движения
Для национально-освободительного движения царский манифест послужил мощным катализатором в борьбе за равноправие наций и ликвидацию национального гнета. Манифест был опубликован в разгар Всероссийской политической стачки. С 14 по 21 октября Вильно находился в руках рабочих. 16 октября восстали рабочие Ревели и национальные районы Поволж ...

Заключение.
Таким образом, эра гетмана П.Сагайдачного вошла в отечественную историю как время, когда был поднят престиж украинского казачества, вышедшего на первое место в общественной жизни вместо шляхты, которая постепенно утрачивала роль ведущего сословия из-за своего ополячивания и измены материнской церкви. Сагайдачный поднял роль Киева как к ...