Появление письменности и принятие христианства на Руси
Письменность у славян появилась еще до принятия христианства. Ряд исторических свидетельств говорит о том, что уже в VIII в. восточные славяне пользовались записью на родном языке; среди славян встречались люди, знающие латинский и греческий языки. Христианство (принятие христианства князем Владимиром в 988 г.) способствовало распространению в Киевской Руси азбуки, усовершенствованной Кириллом и Мефодием на основе греческого алфавита с учетом звуков славянского языка. Появились книги на близком к родному древнеболгарском языке, собственные русские книги. Вместе с христианством в Киевскую Русь проникли и некоторые элементы более высокой византийской культуры.
Принятие христианской религии в качестве государственной было связано с большими изменениями в жизни киевского общества. Византийское православие было сильным идеологическим оружием в борьбе за утверждение формировавшегося феодального строя и упрочение складывавшейся государственной власти господствующего класса.Усиленно насаждаемое в интересах этого класса среди народных масс христианство своеобразно сочеталось с прежними языческими верованиями этих народных масс.
Первыми духовными лицами на Руси были греки. Это ставило русскую церковь в зависимое положение от Византии. Поэтому русские князья, начиная с «крестившего Русь» Владимира уже очень рано стали заботиться о том, чтобы поставить Русь в возможно более независимое от Византии положение в религиозном отношении, что в тот период имело большое политическое значение. Для этого прежде всего нужно было подготовить свое, русское, духовенство, а для этой подготовки нужны были школы.
Следует отметить, что у западноевропейских народов, воспринявших христианство из Рима, языком письменности был непонятный народным массам латинский язык, а в Киевском государстве языком письменности сделался не греческий, а славянский язык.
С греческого на славянский язык переводились сборники поучений и другие книги. Таковы «Изборник Святослава», Златоуст, Измарагд (Изумруд) и др. Составлялись Патерики, т. е. «Жития святых». Форма и стиль их были заимствованы из Византии, но содержание представляет уже продукт русского творчества. Были переведены с греческого и проникли к нам через Болгарию «Физиолог» и «Шестоднев» — рукописи, в которых, наряду с баснословными, имелось немало ценных сведений по естествознанию.
Прогресс и казнокрадство[2]
Облик Сибири с приходом русских стал меняться. В привычный лесостепной ландшафт стали вписываться дозорные вышки сторожевых укреплений. В бассейне Иртыша возникли Тюмень (1586), Тобольск (1587), Тарская крепость (1594), на Оби выросли Березов (1593), Обдорск (1593), Сургут (1594), остроги Нарымский (1597) и Кетский (1602). Вождь томских ...
Реформы Петра I
Преобразования Петра I затронули фактически все сферы общественной жизни, определив на длительную перспективу пути развития страны. Петровские реформы были направлены на максимальную централизацию управления государством при его решающем влиянии на жизнь всех слоев общества, выразившемся в жесткой регламентации. Новая государственно-адм ...
Управление
Основными слагаемыми успехов Библиотеки являются щедрое финансирование и высокий уровень организации работы.
Во второй половине XX в. Библиотека развивалась очень стремительно: если во времена Арчибальда Маклейша, который был директором в 1939-1944 гг., ее штат насчитывал 1 100 человек, а бюджет – 3 млн. долларов, то при Джеймсе Биллин ...